Сообщает портал со ссылкой на СМИ.
Уголовное дело, которое вели сотрудники регионального управления СКР, строится исключительно на показаниях бухгалтеров, уличенных руководителем в выводе средств. Их махинации, напротив, подтверждены аудиторской проверкой, но привлекать финансистов к ответственности никто не торопится. Судя по всему, схема силового давления на менеджеров в региональном подразделении газового холдинга используется не в первый раз, а ее цель — не только трудоустройство «своих людей» на руководящие посты, но и, возможно, финансовая выгода.
В рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции» обратился Максим Коршунов — бывший директор дочернего подразделения ООО «Газпром добыча Оренбург», сельскохозяйственной компании «Мужичья Павловка». Коршунова судят по делу о выводе из предприятия около 14 млн рублей. Следствие вели подчиненные руководителя СУ СКР по Оренбургской области Вячеслава Зудермана, и, как полагает собеседник редакции, уголовное преследование было организовано по заказу региональной энергетической компании.
Миллионная утечка
ООО «Мужичья Павловка» Максим Коршунов возглавлял с 2012 года. Компания занималась сельским хозяйством и была непрофильным активом ООО «Газпром добыча Оренбург», дочернего предприятия ПАО «Газпром».
«„Мужичья Павловка“ занималась выращиванием зерновых культур. Когда я пришел на предприятие, оно было в предбанкротном состоянии, стоял вопрос о его дальнейшем существовании. Я начал вкладывать в развитие компании собственные средства, и ситуацию удалось изменить — в 2017-м предприятие вышло на годовой оборот в 60 млн. На тот момент я уже вел переговоры с руководством „Газпром добыча Оренбург“ о выкупе компании, и была достигнута предварительная договоренность по сделке», — рассказал Максим Коршунов о событиях, предшествующих конфликту.
15 января 2018 года Коршунов обнаружил признаки того, что главный бухгалтер «Мужичьей Павловки» Елена Береснева и ее подчиненная Айгуль Жансикова незаконно выводили деньги со счетов фирмы под видом начисления заработной платы и премий. Перечисления осуществлялись через систему «Банк-Клиент», которая была установлена на компьютере у главбуха, а отчеты о финансовых операциях, как заподозрил Коршунов, сотрудницы фальсифицировали.
Нестыковки в документах, предоставленных ему из бухгалтерии, директор обнаружил, когда ему понадобилось сделать ряд перечислений: он обратил внимание, что остаток на счете не сходится с суммой дневных переводов. Разница составила порядка 350 тыс. рублей. Береснева объяснила это сбоем в программе, но Коршунов оправданиям не поверил. Заказанная директором банковская выписка подтвердила, что бухгалтеры систематически переводили деньги компании на свои личные счетав ПАО «Сбербанк», хотя все выплаты в компании, по словам Коршунова, осуществлялись исключительно на руки наличными деньгами.
Аудиторская проверка, которую затем заказал Коршунов в ЗАО «Аудит-Профи», показала, что с 2015 по 2016 годы в бухгалтерском учете искажались данные сотен операций. Это были не только перечисления на карты Бересневой и Жансиковой, которые отражались как зарплаты, премии и оплата услуг банка, но и переводы на счета «левых» поставщиков. Как выяснилось позже, «подставными» контрагентами были фирмы-однодневки или организации, связанные с родственниками бухгалтеров.
Всего, по данным аудиторов, из ООО «Мужичья Павловка» было выведено порядка 5 млн рублей. Следуя внутренним правилам предприятия, Максим Коршунов сообщил о ситуации председателю наблюдательного совета компании «Мужичья Павловка» Владимиру Гнездилову, а тот перенаправил заявителя к руководителю службы безопасности и замдиректора ООО «Газпром добыча Оренбург» Василию Еремякину.
Новости по теме: На базе отдыха во Львовской области женщина убила двух маленьких дочерей и застрелилась
Обратная реакция
Коршунов передал Еремякину все бухгалтерские документы, после чего глава службы безопасности взял паузу, чтобы опросить сотрудниц и провести собственную проверку. Береснева и Жансикова к этому моменту уволились по собственному желанию.
«Пауза затянулась на несколько недель. Я пытался узнавать об итогах, постоянно звонил, но мне все время отвечали — подожди, скоро закончим. Как я понял потом, Еремякин просто тянул время, чтобы с помощью попавшихся на мошенничестве бухгалтеров собрать на меня компромат», — рассказал Максим Коршунов.
В феврале 2018 глава службы безопасности объявил Максиму Коршунову, что бухгалтеры якобы раскрыли его махинации, и теперь внутренний аудит предприятия будет проверять не финансистов, а его самого. А спустя несколько дней опальному директору назвали сумму, за которую он может откупиться от неприятностей.
По словам Коршунова, специалист службы корпоративной защиты компании «Газпром добыча Оренбург» Александр Шамакин, который непосредственно курировал проверку, якобы несколько раз заявлял: чтобы «ничего не было», нужно отдать 7 млн рублей. Платить собеседник редакции отказался, и проверка оказалась не в его пользу.
По результатам ревизии было сделано заключение, что Коршунов вывел с предприятия 51 млн рублей. При этом, позже ревизоры признались, что свои подписи они ставили не глядя.
«В 2020 году аудиторы рассказали в суде, что сами они проверку не проводили, а ставили подписи под уже готовым резюме по указанию замначальника внутреннего аудита ООО „Газпром добыча Оренбург“ Елены Пантелеевой, которая претендовала на повышение и выслуживалась перед Еремякиным. При этом, никто из сотрудников в ходе внутренней проверки не опрашивался, а все выводы были сделаны на основе документов, которые вывезли из компании, просто загрузив их в коробки, без проведения описи», — подчеркнул Максим Коршунов.
Скрытые мотивы
Коршунов полагает, что его увольнение имело двойную цель — руководство оренбургской «дочки» «Газпрома» хотело поставить на его место своего человека, а заодно, заработать на этом деньги.
В 2018 году региональный филиал корпорации Алексея Миллера возглавлял Владимир Кияев, команда которого проводила активную политику по замене директоров дочерних предприятий, заметил собеседник ПАСМИ.
Новости по теме: Под Одессой старшеклассник попытался зарезаться прямо в лицее: первые подробности
«Меня уволили в апреле 2018 года, а на мое место поставили друга Еремякина — Василия Фомина, который до этого был главой администрации села Черноречье. Торопились так, что Фомина трудоустроили до того, как он уволился с муниципальной должности. В этой связи, по моим сведениям, даже было вынесено представление прокуратуры. Что касается финансовой подоплеки, то практика „ощипывания“ отправленных в утиль директоров в оренбургском „Газпроме“ была, как видимо, обычным делом», — полагает бывший директор компании «Мужичья Павловка».
По его информации, с такой же ситуацией столкнулся бывший директор фирмы «Газпромтранс — Оренбург». Он рассказал Коршунову, что у бухгалтера предприятия также нашли злоупотребления, и она оговорила начальника под прессингом руководства «Газпром добыча Оренбург». В итоге, по словам коллеги Максима Коршунова, он якобы отдал 3 млн рублей в виде взноса в футбольный клуб регионального «Газпрома» и был уволен без уголовного дела.
Заинтересованные лица
Уголовное дело в отношении Максима Коршунова по ч.4 ст. 160 УК РФ — «Присвоение или растрата» возбудили в январе 2019 года. Он был депутатом Переволоцкого района, поэтому предварительное следствие вело следственное управление СКР по Оренбургской области. Оно длилось в течение года, и все это время в адрес бывшего директора выдвигались все новые обвинения.
«Сначала был один эпизод о хищении металла, по которому я дал комментарии. Показания были развернутыми, логичными, и судя по всему, всех устроили. Затем последовала пауза месяца на четыре. Я уже думал, что все закончилось. Но, видимо, снова подключился „Газпром“, и следователи выявили еще восемь эпизодов. Причем, свидетелями по всем эпизодам выступают уличенные мной в хищениях Береснева и Жансикова. Таким образом, все дело строится всего лишь на их утверждениях, что моя хозяйственная деятельность была лишь ширмой для вывода средств. И никого не смущает, что невозможно вывести предприятие из банкротства, одновременно выводя такие средства», — отметил Коршунов.
Согласно окончательному обвинительному заключению, подписанному главой регионального СУ СКР Вячеславом Зудерманом, под видом хозяйственной деятельности Максим Коршунов в 2016-2017 годах вывел из ООО «Мужичья Павловка» 14 млн рублей.
Дело было передано в Ленинский районный суд города Оренбурга в январе 2020 года, а 5 февраля 2021 судья Александр Артамонов должен огласить приговор. В ходе прений сторон гособвинитель запросил 5 лет колонии общего режима и 1 млн рублей штрафа.
Подсудимый свою вину не признает не по одному из эпизодов. «Кроме показаний „заинтересованных“ свидетелей в деле нет никаких подтверждающих документов, а в проведении судебно-бухгалтерской экспертизы судья Артамонов отказал. При этом, на все судебные заседания, несмотря на большой штат газпромовских юристов, лично приходит тот самый специалист службы безопасности Шамакин, который предлагал избежать неприятностей за 7 миллионов. Я и мои адвокаты не раз замечали, как Шамакин периодически заходил к судье и беседовал с гособвинителем», — обратил внимание Максим Коршунов.
Полиция в отказе
По его мнению, влиянием оренбургского филиала «Газпрома» может объясняться и тот факт, что уголовное дело в отношении бухгалтеров до сих пор не возбуждено. Коршунов рассказал, что когда служба безопасности ООО «Газпром добыча Оренбург» отказалась согласовывать его обращение по хищениям бухгалтеров в правоохранительные структуры, он, уже понимая к чему идет дело, подал заявление в полицию самостоятельно.
«Я обратился с заявлением на бухгалтеров в феврале 2018 года, то есть на два месяца раньше, чем замдиректора компании „Газпром добыча Оренбург“ Василий Еремякин написал заявление на меня. При этом, мое дело уже дошло до приговора, а возбуждать дело на Бересневу и Жансикову два года отказываются», — отметил собеседник ПАСМИ.
Проверку материалов проводил оперуполномоченный УВД по городу Оренбургу Дмитрий Минин. В марте 2018 года, по словам Коршунова, он утверждал, что доказательства фальсификации документов собраны и возбуждение уголовного производства — вопрос нескольких дней. Но в апреле этот же сотрудник начал заниматься оперативным сопровождением дела самого Максима Коршунова, после чего доказательства, собранные по признакам незаконной деятельности бухгалтеров, из материалов проверки исчезли.
Сейчас этими материалами занимается уже четвертый следователь, но итог работы все тот же — постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
По словам Коршунова, в полиции ему якобы заявили, что возбуждать уголовное дело не планируют и будут волокитить до окончания процессуальных сроков проверки. После таких «обещаний» собеседник ПАСМИ записался на прием к новому областному прокурору Руслану Медведеву. В январе 2021 года Коршунова принял заместитель Медведева Андрей Вязиков, который пообещал оперативно разобраться в ситуации вокруг проверки сообщений о возможной преступной деятельности бухгалтеров.
Они должны быть в курсе:
— председатель СКР Александр Бастрыкин
— генпрокурор Игорь Краснов
— глава МВД Владимир Колокольцев
Кроме того, с 2019 года Коршунов несколько раз обращался в интернет-приемную председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина с просьбой провести проверку по фактам укрывательства сотрудниками ООО «Газпром добыча Оренбург» преступлений бухгалтеров, которые, по мнению собеседника ПАСМИ, лжесвидетельствуют против него. Однако, все обращения из центрального аппарата СКР спускались в область, откуда заявителю не приходило никаких ответов.