Об пишет 368.media со ссылкой на определение Высшего антикорсуда.
Суд постановил арестовать его заочно. Мера пресечения выбрана в рамках расследования в уголовном производстве по ч. 4 ст. 28 ч. 5 ст. 191, ч. 1 ст. 255 УК. Это производство было выделено из дела о хищении 51,17 млн гривен средств ГП «Селидовуголь», ГП «Мирноградуголь» и ГП «Шахтоуправление Южнодонбасское №1», в рамках которого Шмыгулю уже сообщили о подозрении.
Впрочем, уведомить его лично у следователей не получилось — на тот момент он уже скрылся на территории ДНР и на данный момент, как утверждают в НАБУ, скрывается в Донецке. Поэтому официальное уведомление ему отправили «Укрпочтой», на электронный адрес, а также при помощи мессенджера WhatsApp на два его телефонных номера и номер его жены. Других способов уведомить его у следствия не было, а потому судья постановил, что уведомление о подозрении можно считать врученным, несмотря на протесты адвоката Шмыгуля.
Его подозревают в участии в коррупционной схеме воровства на тендерных закупках, организатором которой следствие считает соратника Виталия Кропачева Дмитрия Вацнера. Как утверждают в НАБУ, схему хищения организовал именно Вацнер, а Шмыгуль был задействован в ее третьем звене.
Двое участников второго звена готовили тендерные предложения подконтрольных предприятий, искали реальных поставщиков и контролировали работу членов тендерных комитетов. Члены тендерных комитетов ГП «Селидовуголь», ГП «Мирноградуголь» и ГП «Шахтоуправление Южнодонбасское №1», среди которых и Шмыгуль, входили в третье звено, всего же, включая глав фиктивных предприятий ООО «Триалтрейд» и ООО «Универсал Инвест-Строй», преступная организация насчитывала как минимум 16 человек.
Схема работала в течение 2016-2018 годов. Члены третьего звена формировали потребности госпредприятий и отсылали их членам второго звена на утверждение с пометкой «Для согласования тендера». В отдельных случаях особенно важна информация посылалась также на электронную почту.
Дальше шла так называемая «расценка» — заявки отсылались реальным поставщикам для определения рыночной стоимости продукции, на основании которой определяли размер наценки. Все это отсылалось на согласование руководителям схемы, а после с пометкой «согласовано» направлялось членам тендерных комитетов, которые готовили и объявляли процедуры закупок. Причем при возможности выгодно закупить оборудование, чтобы потом поставить его на предприятия с максимальной наценкой оно приобреталось вне зависимости от надобности.
После объявления тендера по завышенной стоимости члены тендерных комитетов делали все, чтобы отклонить предложения посторонних фирм, а при отсутствии возможности их отклонить заключали договоры, но при условии предоплаты не переводили средства, а при условии оплаты по факту поставки — не подавали заказов. Кроме того, представителям неподконтрольных фирм на таких тендерах прямо сообщали, что договор в итоге заключат с предприятиями, которые «находятся в системе и являются правильными», что на ГП «инвесторы заводят свои фирмы» и все закупки происходят по их ценам, а также что директора ГП являются всего лишь «руководителями участков», а вопрос участия в закупках поставщики «должны согласовывать с Киевом».
При этом товар, якобы поставляемый на ГП «Селидовуголь», ГП «Мирноградуголь» и ГП «Шахтоуправление Южнодонбасское №1» подконтрольным ООО «Донэнергоэкспорт», директора которого Валентина Горностаева правоохранители тоже ищут, закупался заранее у реальных поставщиков. Фактически ООО «Донэнергоэкспорт» товар даже не поставляло, искусственную конкуренцию ему на торгах каждый раз составляли ООО «Универсал Инвест-Строй» и ООО «Триалтрейд».
Прибыль от схемы выводили в том числе на счета компании, «ВБ Недвижимость», руководителем которой является дочь Виталия Кропачева Юлия.
Учитывая то, что активный участник этой схемы Игорь Шмыгуль до сих пор скрывается в ДНР и имеет все возможности делать это довольно долго, а также то, что он может влиять на свидетелей по делу, суд, несмотря на протесты его адвоката, назначил ему меру пресечения в виде содержания под стражей, но указал, что в случае задержания Шмыгуля мере пресечения может быть пересмотрена.