Призраки «залоговых аукционов» и «МММ» бродят по правительству

Призраки «залоговых аукционов» и «МММ» бродят по правительству
Призраки «залоговых аукционов» и «МММ» бродят по правительству
Четверть века назад группа российских олигархов в одночасье превратилась в долларовых миллиардеров, провернув – с помощью своих сторонников во власти во главе с Анатолием Чубайсом – нехитрую схему.

Всего за 6 миллиардов рублей они стали собственниками нефтяных, металлургических, горнорудных и транспортных компаний, составлявших хребет советской экономики. При этом те самые 6 миллиардов будущие олигархи заплатили не из собственных средств, а взяли со счетов принадлежавших им коммерческих банков. Со счетов, которые открыли в этих банках налоговая и таможенная службы – иными словами, это были государственные деньги.

История повторяется. «Залоговый аукцион – 2» обсуждается в правительстве с подачи бывшего главы ООО «Российская рыбопромышленная компания» Глеба Франка (два месяца назад Глеб Сергеевич заявил о том, что он уходит из бизнеса, потому что теперь бизнесом управляет «команда мечты», сообщество суперменеджеров). Однако сухие сводки главного кредитора ООО «Российской рыбопромышленной компании» свидетельствуют об обратном – дебет с кредитом у компании, когда-то заявлявшей о своих планах стать McDonalds на мировом рыбном рынке, не сходится. Обслуживание громадного кредита финансово обескровливает компанию, поэтому выход только один – построить пирамиду «МММ».

Глеб Франк убеждает правительство в том, что нужны аукционы – залоговые аукционы. Сейчас под обещание построить краболовы нужно продать с молотка 40 тысяч тонн крабов. Финансовый доход от крабов поможет компании залатать дыры в бюджете сейчас, а то, что инвестиционные обязательства не будут выполнены? «Подумаем об этом завтра …»

Сходство со схемой «залоговых аукционов» 1995 года – стопроцентное. Как и тогда – аукционы подстроены под избранного участника. В 2019 году подконтрольные Глебу Франку – тогда ещё юридически легальному бенефициару крабовой империи – тоже пробили крабовый аукцион. Спустя год Счётная палата проверила крабовый аукцион и пришла к двум выводам: фактические цены на краб оказались кратно ниже заявленным и ожидаемым, количество игроков в крабовой отрасли России уменьшилось. И, кстати, из заявленных краболовов компания Глеба Франка до сих пор не построила ни одного.

Но в случае «крабовых аукционов – 2022» схема ещё красивее. Сначала конкретный интересант делает под себя аукцион и покупает за счёт денег государственного банка крабовые квоты. Покупает под обещание построить краболовы. Спустя немного времени интересант заявляет о том, что из-за санкций построить краболов вовремя – да и вообще построить – не получается. Далее интересант сообщает о том, что недопостроенный краболов – это тяжкая финансовая ноша и нужно снизить налоги. Результат – за государственные деньги по дешевке куплены отобранные у десятков дальневосточных предприятий крабовые квоты под обещание построить корабли. Но в итоге и корабли не построены, и налоги для «инвестора» снижены.

Проталкиваемый Глебом Франков законопроект проходит сквозь правительственные фильтры как нож сквозь масло. Все разговоры о тщательной экспертизе, об оценке регулирующего воздействия, о регуляторной гильотине – это разговоры.

Похоже в правительстве никого не заинтересовал простой расчёт.

Что выгоднее для государства? Переложить из одного государственного кармана 100 миллиардов рублей (а экономический смысл участия в аукционе за счет средств госбанка ровно таков) под обещание когда-то в светлом будущем построить краболовы и сбросить на губернаторов регионов задачу трудоустраивать и успокаивать несколько тысяч рыбаков дальневосточных регионов, которые останутся без средств к существованию – это один вариант. Или второй вариант – вместо аукционов повысить налоги на крабовые компании, получить 200 миллиардов рублей, сохранить малый и средний бизнес в прибрежных регионах, но. Есть маленькое «но». В этом случае придется «расчехлиться» на уплату налогов Глебу Франку. А вот это, видимо, ни в чьи планы не входит.

Распечатать
03 февраля 2025 Санкции не стали препятствием: как дочерняя компания Газпрома содействовала экспорту битума через Грузию
03 февраля 2025 В Варшаве полиция удалила видеозапись инцидента с нападением охраны на посетителя клуба Wesele
03 февраля 2025 Свидетель поведал о нападении на Армена Саркисяна в жилом комплексе «Алые паруса»
03 февраля 2025 В Подмосковье задержали подростков, которые устроили поджог релейных шкафов
03 февраля 2025 Депутат Владимир Реук вымогал деньги у военных в обмен на медали и льготы
03 февраля 2025 Проект на миллиард: в Москве одобрили строительство крупнейшего кладбища Европы
03 февраля 2025 Жители Новосибирска обратились к Путину с жалобой на скандальный проект строительства от компании "Расцветай"
03 февраля 2025 Оборонный концерн "Калашников" представил новую систему для защиты от беспилотников
03 февраля 2025 Следственный комитет России официально подтвердил гибель Армена Саркисяна
03 февраля 2025 Пошлины от Трампа вызвали увеличение цен на нефть марки Brent
03 февраля 2025 Газоперерабатывающий завод в Астрахани подвергся нападению дронов
03 февраля 2025 Путин и Трамп могут встретиться в Саудовской Аравии или ОАЭ
03 февраля 2025 «Роснефть» загрязнила пляжи Анапы: зафиксировано превышение уровня токсичных веществ
03 февраля 2025 Армен Саркисян, который трагически погиб в Москве в жилом комплексе "Алые Паруса", был широко известен
03 февраля 2025 Житель Москвы вернул угнанный автомобиль «Мерседес» из Казахстана и оказался под следствием
03 февраля 2025 Глава Северодонецка Николай Морганов был арестован по обвинению в бандитизме и похищениях на территории «ЛНР»
03 февраля 2025 Аптечная сеть «Апрель» сокращает сотрудников ночных смен по всей России
03 февраля 2025 Дания предупредила о последствиях введения Трампом таможенных пошлин
03 февраля 2025 Виктор Лагвинец выдал бывшего партнёра Алексея Хотина и перешёл под защиту ФСБ
03 февраля 2025 ФТС требует взыскать миллиард с подрядчика «Харампурнефтегаза» из-за утилизационного налога