Как стало известно корреспонденту The Moscow Post, "Роснефть" обратилась в правительство, так как компанию не устраивает отсутствие приоритетного доступа заправок к подключению к газотранспортной системе (ГТС) "Газпрома". Корпорация считает долгое и затратное подключение к ГТС главным препятствием для развития ее газомоторного бизнеса, состоящего сейчас из 13 заправок, и просит дополнительных льгот для расширения использования компримированного газа. Игорь Сечин продолжает катать жалобы по любому поводу?
Сейчас у госкорпорации 13 "газовых" АЗС. Хотя четыре года назад к 2020 были планы построить 60 таких заправок. Всего планируется устроить 300 таких объектов - почти столько же, сколько у нынешнего лидера отрасли, "Газпрома". У последнего сейчас 335 АЗС. И, по всей видимости, "Роснефть" такому успеху завидует.
По мнению "Роснефти", есть и другие факторы, мешающие развитию ее газовой программы. Среди них - недостаток транспорта на газе. То есть Сечин хочет еще и обязать людей пересаживаться на авто, заправляемые газом?
"Роснефть" уже не в первый раз "катит бочку" на "Газпром". В 2014 году их конфликт даже дошел до суда. Тогда компания Сечина обвинила "дочку" "Газпрома" в саботаже - якобы последняя незаконно ограничивает доступ к газопроводу "Сахалин-2", писала "Газета.ру". Госкорпорацию тогда даже не смутил тот факт, что все мощности газопровода уже были заняты. Сперва "Роснефть" обратилась в ФАС, но, не дожидаясь решения надзорного органа, побежала в суд. И такая тактика сработала: годом спустя "Газпром" обязали дать "Роснефти" доступ к газопроводу.
В 2016 году снова разразился конфликт между двумя гигантами. Тогда, как писала "Экономика сегодня", у компании Сечина не хватало собственного газа, чтобы обеспечить имеющиеся контракты. За недостающим ресурсом она обратилась к "Газпрому", но цены у последнего оказались слишком "кусачими". Тогда "Роснефть" намеревалась выбить у монополиста скидку на газ.
Год спустя Сечин пошел жаловаться на "Газпром" к самому Владимиру Путину. В тот раз, как сообщал "Коммерсант", суть конфликта была в том, что газовый монополист отказывался поставлять топливо для нужд Восточной нефтехимической компании (структура "Роснефти"). Сечин же считал, что "Газпром" обязан обеспечивать газом новый дальневосточный проект из-за получаемых без конкурса лицензий.
Не "Газпромом" единым
Сейчас назревает конфликт между "Роснефтью" и "Норильским никелем" Владимира Потанина. Как сообщает РБК, на Таймыре Сечину приглянулось три месторождения, но, как оказалось, одно из них планируют отдать заполярному гиганту. А отсутствие доступа к месторождению ставит под вопрос реализацию амбициозного проекта "Восток Ойл". Интересно, в этот раз Сечин побежит жаловаться правительству по этому поводу? А главное - на кого? Ведь формально "Норникель" тут не при чем - решение было принято Минприроды и пролоббировано Минэнерго.
Новости по теме: Белорусская «крыша» Михаила Гуцериева «дала течь»
Периодически "стычки" у "Роснефти" происходят и с другой газовой компанией - НОВАТЭКом Леонида Михельсона. Весной этого года прогремел скандал между Сечиным и НОВАТЭКом, который иначе, как "шантажом" со стороны главы "Роснефти" злопыхатели не называли.
Тогда компанию Михельсона хотели обязать заказывать суды на верфи "Звезда" (структура "Роснефти"), если она планирует работать на Северо-Гыданском участке. Об этой истории писал "Коммерсант".
И вот, что интересно. НОВАТЭК и так строила на верфи 15 газовозов для проекта "Арктик СПГ-3" и даже готова была заказать там еще 20 судов до 2030 года. Вот только 10 газовозов она планировала на зарубежных площадках - видать, именно это господина Сечина и не устроило. А, тем временем, цены у российской компании, по мнению НОВАТЭКа, "взвинчены", да и детали для газовозов она заказывает за бугром.
В чем же была суть вероятного "шантажа"? По всей видимости, строптивой компании Сечин начал вставлять палки в колеса. Так, Михельсон отказался от судов "Звезды", а после его вдруг оторвали от федеральной "кормушки" до 2022 года - его проекты не вошли в федеральный бюджет.
Параллельно с этим "Звезда" заключила контракт с корейцами на поставку деталей - тоже до 2022 года. И вот для проекта "Арктик СПГ-3" и вовсе могут ввести обязательство работать исключительно со "Звездой". Интересная рокировка, не правда ли?
Конфликты у "Роснефти" случаются и с нефтяными гигантами. В свое время шуму наделало противостояние с "Транснефтью" Николая Токарева из-за загрязненной нефти в подконтрольном ей магистральном газопроводе "Дружба". Тогда главный экспортный нефтепровод России оказался загрязнен, и ситуацией поспешил воспользоваться Игорь Сечин.
Действовал бизнесмен в своем стиле: поспешил "накатать" кляузу курирующему ТЭК Дмитрию Козаку. Сечин требовал поскорее принять решение о компенсации убытков российским производителям, чье сырье оказалось загрязненным в "Дружбе". И, желательно, компенсировать все в максимальном размере.
Еще одной "мишенью" Сечина стал "Лукоил" Вагита Алекперова. Как писал "Форбс", бизнесмен пожаловался в ФАС на якобы завышенные цены на перевалку нефти на "Варандейском Терминале". Поговаривали, что причиной "заявы" стала попытка оказать давление на "Лукойл". Последняя либо отдала бы терминал под крыло "Роснефти". Либо бы ее "выдавили" из акционеров "Башнефти полюс", в которой у "Лукойла" 25,1%. Кажется, метод шантажа - один из излюбленных у Сечина?
Пока же Алексперов может спать спокойно - в споре с ФАС его контора одержала промежуточную победу. Но всякое, как говорится, бывает…
Новости по теме: Оговорочки по Фрейду Александра Дюкова
Судилась "Роснефть" и с АФК "Система" Владимира Евтушенкова. Дело происходило в 2017, как пишет РБК. В итоге Сечину удалось получить аж 100 млрд рублей за якобы заведомо некачественное управление "Башнефтью" в 2009-2014 годах - дескать, неправильные действия экс-руководства "аукаются" в компании и сейчас. И не смутило "сутяжника" то, что "Башнефть" он приобрел у государства, которому актив безвозмездно отдала "Система". Видимо, ни одного шанса поживиться господин Сечин не упускает?
Кажется, и в ситуации очередного конфликта с "Газпромом" от своего оппонента Сечин просто так не отстанет. Возникает ощущение, что сам процесс споров доставляет бизнесмену удовольствие. А уж если удается в нем выиграть, то это дополнительный и очень приятный бонус.