Мастер «Теневого» футбола
Во время расследования возникали вопросы к следствию и руководству Генеральной прокуратуры РФ: почему к Есауленко столь гуманная мера пресечения? И почему обвинение предъявлялось только Есауленко, а не всем фигурантам дела – Романцеву, Заварзину, Панасенко? Громкое имя тренера избавляло его от вполне справедливого, заслуженного возмездия?
Какова судьба многострадальных денег «Спартака», незаконно переведенных в зарубежные банки? Они по-прежнему находятся в «свободном полете»? Вызывался ли на допросы тогдашний президент РФС Колосков? Оказывалось давление на следствие кем-то из сильных мира сего? Дойдет ли дело до «очень гуманного и на редкость справедливого» российского суда?
Не могу в данной связи не рассказать об очень колоритной личности в команде Олега Романцева – Юрии Заварзине. Он стал гендиректором «Спартака» сразу после кончины Ларисы Нечаевой.
Карьерный рост одного из бывших спартаковских боссов (хотя странно называть этого человека спартаковцем, но необходимо соблюсти формальности) заслуживает пристального внимания.
Пухлая папка документов (в ней любопытные подробности) рельефно раскрывает «незаурядную» личность Юрия Владимировича Заварзина. Мастер «теневого» футбола оканчивал в свое время Московскую высшую школу милиции по специальности «юрист». Человек грамотный. В органах отработал целых одиннадцать лет, в системе еще советского ГАИ. Дальше тропа милиционера вывела товарища Заварзина не куда-нибудь, а в производственный столичный кооператив «Разгуляй». В ресторане одноименного названия очень любили отдыхать (может, по сей день отдыхают) некоторые бывшие руководители спартаковского клуба.
Выходцем из недр «Разгуляя» считается и печально знаменитый Григорий Есауленко, которому предъявили обвинение в рамках нашумевшего уголовного дела. Согласно тексту милицейских сводок, Григорий Васильевич владел долей ресторана, а владельцами заведения числились его чеченские друзья, боевики.
Кампашка регулярно привозила на возлияние Олега Романцева. Таким образом, «Разгуляй» стал своего рода резиденцией «воров в законе», где за чаркой принимались важные кадровые решения. Романцев весьма и весьма гордился, что позвал на работу в команду столь «продвинутых» бизнесменов. «Для «Спартака» Григорий и Юрий очень ценная находка», - не уставал повторять «легендарный» тренер.
Если судить по растранжиренным миллионам спартаковской валюты этими господами, «ценнее» не бывает. Хотя деньги зарабатывались ногами замечательных футболистов, выступавших в составе популярной команды. Но хрустящие купюры присваивали себе клубные чиновники.
Целых десять лет Юрий Заварзин не без пользы для себя трудился в «Разгуляе». Понятно, карьера его резко переменилась, когда Олег Романцев разыскал способного специалиста ресторанных дел в упомянутом кооперативе.
Точнее, представил Заварзина Романцеву Григорий Есауленко, еще раньше Юрия обосновавшийся в красно-белом клубе. Представление проходило в «Разгуляе», роскошно обставленный прием всегда находил кратчайший путь к сердцу Олега Ивановича. В одночасье Юрий Владимирович стал «в доску своим».
Заварзин не сразу занял высокий пост генерального директора популярного в стране клуба. В должности трудилась живая на тот период Лариса Нечаева. Вот после ее кончины Юрий Владимирович обрел, наконец, полномочия гендиректора, до того занимаясь лишь общими вопросами.
Не случайно Есауленко привел в «Спартак» именно Заварзина. Несколькими годами ранее Григорий насмерть сбил человека, будучи за рулем машины. Ему светил реальный срок. От тюрьмы спас именно Заварзин, работавший на высокой должности в ГАИ. Должок требовалось вернуть...
Новости по теме: Возле школы в Москве произошла стрельба
В августе 2001 года Юрий Владимирович спешно забрал трудовую книжку из «Спартака», и ретировался в некое ООО с загадочной аббревиатурой «Би-Ви Эс-1». Он ушел в самый разгар проверок финансовой деятельности спартаковского клуба налоговиками.
Специалисты обнаружили массу недостатков в недрах «народной» команды. По свидетельствам самих налоговиков, они буквально дневали и ночевали в офисе «Спартака», восстанавливая по крупицам бухгалтерскую документацию. Ведь многие данные оказались внезапно утерянными сотрудниками клуба. В марте 2003 года возбудили то самое уголовное дело, о котором наш ресурс подробно рассказал.
Под «крышей» ФСБ
И бывший милиционер Заварзин, от греха подальше, перебрался к коллегам в «Динамо», издревле считавшимся оплотом МВД, с некоторых пор и ФСБ. Там он, видимо, не без оснований рассчитывал на помощь влиятельных особ из силовых структур. Они, по разумению Юрия Владимировича, должны были урезонить следователей, поначалу рьяно взявшихся разоблачать финансовые махинации руководителей «Спартака».
- Заварзин пытался оказать давление на молодого следователя Дениса Очкала: мол, дело весьма непростое, - рассказал сотрудник налоговой полиции. – Может, его следует передать в следственную часть ФСБ? Там разберутся, по версии бывшего гендиректора «Спартака». Понятно, у него и в спецслужбах имелись отлаженные личные связи. Рассчитывал на покровительство. Понимал, угодил в скверную историю, хотел заручиться поддержкой сильных мира сего. Иначе рисковал отправиться в места не столь отдаленные.
В «Динамо», однако, долго не задержался. Опять с финансами не срослось. Председатель попечительского совета именитой команды (он же на тот момент руководитель Счетной палаты РФ) Сергей Степашин даже затеял проверку пресловутой финансовой деятельности динамовского клуба. Результатов проверки, правда, ни болельщики, ни даже узкий круг специалистов не увидели.
И без аудита вырисовывалась достаточно мрачная картина. В свое время известный бизнесмен Алексей Федорычев, к слову, ярый поклонник динамовцев, выделил на нужды любимой команды более 50 миллионов евро. На часть этих средств купили едва ли не весь состав португальской сборной, не кого-нибудь, а «звезд» европейского футбола. «Динамо» начала 2000-х почиталось в футбольном сообществе едва ли не самым богатым, респектабельным клубом. С вполне здоровыми амбициями – быть, как минимум, в лидерах отечественного чемпионата.
Вдруг по ходу сезона, имея в составе упомянутых португальских мастеров, динамовцы резко «сдулись». В плане игры, как следствие, результата. «Бело-голубые» внезапно обанкротились! Игроки, оставшись без зарплаты, по данному поводу раздавали интервью налево и направо. Известный голкипер Сергей Овчинников недоумевал: как же так? Руководство накануне сезона сулило сногсшибательные по деньгам контракты, а своих обязательств не выполняет…
Подобная ситуация вызвала тогда законный ропот спортивной общественности, прежде всего, близких к динамовцам людей. Куда, спрашивается, делись немаленькие средства, дарованные Федорычевым? Скорее всего, они «отрабатывались» по той же схеме, что и в «Спартаке». Ведь президент клуба и главный бухгалтер те же, что и в стане «красно-белых»: Заварзин с Панасенко. Чуть позже к ним подтянулся Романцев в роли главного тренера. И компашка воссоединилась почти в полном составе после «приключений» в «Спартаке». Методы работы, естественно, не менялись. Зачем их менять?
Как «отрабатывались» деньги? Да очень просто. Средства, видимо, отправлялись в западные оффшоры на личные счета. Тем более, когда чувствуешь «ненавязчивую» опеку людей из солидных ведомств – МВД и ФСБ, - можно быть спокойным, уверенным в себе. С такой «крышей» нечего бояться, с проверками уж точно не придут...
Болельщики столичного «Динамо», конечно, не остались в стороне от громкого скандала. Они требовали немедленной отставки Заварзина. С внезапным безденежьем, тусклой игрой и с Романцевым на тренерском мостике динамовцы по итогам сезона едва не вылетели из высшей лиги. А поклонники команды приходили на трибуны старенького стадиона в Петровском парке с красноречивыми плакатами: «Динамо» - без Заварзина!». И Юрий Владимирович вскоре ретировался из клуба.