Характеристики Рината Леонидовича будут разными, но все сойдутся, как минимум, в одном факте – его прошлое является довольно темным и ходят упорнейшие слухи о причастности Ахметова к смертям авторитетных в свое время людей.
Если заняться изучением личности Ахметова плотнее, то выявится странный факт – о его молодости практически отсутствуют сведения. Как и о источниках первых серьезных денег, позволивших тому, «кто был никем, стать всем».
А Ринат Леонидович действительно был никем. Вот его собственные слова о детстве: «Я из бедной семьи. Я всегда боролся с бедностью. Мы жили в домике большой семьей… Как вам объяснить?… Ну, если пьяный идет по улице и так ударит ногой по забору – то дом развалится. Жили мы в доме на 20 квадратных метров. Спали мы на полу, на раскладушке. В доме у нас не было ни туалета, ни умывальника. Туалет был на улице, умывались мы тоже на улице, из кружки».
А вот – о стартовом капитале: «Это было в начале 1990-х годов, был там какой-то бизнес. У меня это получилось случайно. Совсем не планируя получить суперприбыль, мы купили предприятие, но не знали, что с ним делать. Продать его мы не смогли, но в стране произошла инфляция, и в результате мы продали это предприятие за совсем другие деньги».
Позволим себе по этому поводу единственный комментарий – даже не смешно.
Стремление вырваться из нищеты для нормального человека вполне понятно. Но, похоже, маленький Ринат решил вырваться из нее любой ценой. Потому и такой провал в биографии – более-менее известен его жизненный путь со средины девяностых, когда он занял место своего босса Ахатя Брагина, взорванного на стадионе в Донецке. Эта история тоже довольно мутная и будоражит умы многих до сих пор. Главный вопрос, который все задают в связи с этим событием – а почему Ахметов, бывший буквально тенью Брагина, именно в тот день опоздал на стадион? Версия Рината Леонидовича о том, что он «решил размяться и пройтись пешком», потому пришел на стадион уже тогда, когда от его шефа и наставника остались лишь оплавленные в результате взрыва часы, выглядит не очень убедительно. Особенно в свете последующего перехода империи Брагина в руки Ахметова.
Но мы забегаем наперед – именно с этого периода жизнеописание Рината Леонидовича более-менее поддается исследованию. Не без темных пятен, но все же не является сплошной черной дырой, как десятилетний период до этого – со средины восьмидесятых до средины девяностых. Напомним, что родился Ахметов в 1966 году, а в 1984 году должен был (как и практически все в то время) пойти в армию. Для молодежи поясним: откосить от армии в то время пареньку из бедной рабочей или крестьянской семьи было нереально. Даже у парт номенклатуры средней руки, которая тогда считалась элитой, это получалось крайне редко. А уж юноше из «хибарки в двадцать метров» дорога была одна – армия. Да многие из таких хибарок об армии просто мечтали – это был практически единственный путь вырваться из нищеты. Но молодой Ахметов почему-то избежал «юности в сапогах».
Версий тут несколько, но объединяет их одно – братья Ринат и Игорь Ахметовы давно и плотно влились в ряды бойцов невидимого фронта. Криминального, естественно. И пригрел их никто иной, как тот, чью империю впоследствии унаследовал Ринат Леонидович – Ахать Хафизович Брагин, он же Александр Сергеевич Брагин, он же Алик Грек. Тогда последний еще только основывал свою будущую империю, но был уже заметной фигурой в криминальном мире. А, по воспоминаниям очевидцев, Брагин тогда заведовал гастрономом №41 Донецка, и в этом же гастрономе трудился экспедитором Ринат Ахметов.
Но, как говорят скудные сведения, собранные по крупицам из воспоминаний бывших сотрудников милиции Донецкой области, которые к тому же не очень охотно говорят о молодости Ахметова (как и прочих знаковых для Украины фигур – Иванющенко, Януковича, Таруты и т.д.), занимался юный Ринат отнюдь не делами торговой точки, в которой работал.
В Сети есть воспоминания одного из бывших сотрудников Уголовного розыска, который в далеких уже восьмидесятых занимался Греком-Брагиным: «В конце восьмидесятых мы плотно занимались «командой» Брагина, телефоны его прослушивали. Вот, помню, записали мы такой разговор. Ринат (тогда он, по нашим сведеньям, был на «гастролях» в Москве) звонит Брагину. «Ну, что, выиграл?» - спрашивает Алик Грек. «Выиграл», - отвечает Ахметов. «Сколько?» «Сорок тысяч». «А где они?» «У меня». «Срочно отправляй!» На следующий день снова звонит, говорит: «Выиграл тридцать тысяч, уже отправил».
Ахметов тогда в этих разработках проходил постольку-поскольку – прицел был на Брагина, который в итоге не сел только потому, что главный свидетель по делу отказался от показаний. Но поскольку Ахметов трудился в «бригаде» Брагина, об этом факте приходится упомянуть. И, кстати, в этом и кроется секрет того, почему Ахметова на забрали в армию – помог Брагин. Который к тому времени настолько коррумпировал правоохранителей Донецка, что имел покровителей не то что в милиции и прокуратуре, а и в грозном (на тот еще момент) КГБ. И якобы Ринат Леонидович тоже сотрудничал с органами.
Об этом сотрудничестве может опосредованно говорить тот факт, что бывший в те годы прокурором Донецка Геннадий Васильев во времена Януковича стал Генпрокурором Украины. А еще один человек, которого называют покровителем Грека – полковник КГБ Двойных Виктор Петрович – служил начальником охраны у Брагина и погиб вместе с ним.
Перед тем, как перейти к главному, стоит еще немного погрузиться в историю криминала Донецка средины восьмидесятых. Дело в том, что тут действовала группировка милиционера-оборотня Валерия Коновалова, который сначала занимался нарождающимся рэкетирским движением, а потом создал свою бригаду. И начал «бомбить» теневиков – начальников баз, директоров магазинов и предприятий, о подпольной деятельности которых знал по долгу службы. В итоге Коновалова таки взяли коллеги и по приговору суда он был расстрелян. Но в одном из эпизодов деятельности его банды засветились и браться Ахметовы.
Вот что рассказывал в связи с этим один из сотрудников уголовного розыска, разрабатывавший банду Коновалова: «В одном из последних эпизодов по делу банды Коновалова директора фирмы «Искра» пытали так, что повредили ему легкое. Но самое примечательное – его еще живым бросили в наполненную водой ванную, где он захлебнулся. У нас еще с 1986-го оставалось нераскрытым похожее преступление в Горловке. В том случае бандиты тоже утопили свою жертву, директора кожно-пушной базы, в ванной. Мы начали «колоть» задержанных членов банды Коновалова на причастность к этому преступлению».
И вот что показал один из них на допросе:
Братьев Ахметовых начали активно искать:
Но так и не нашли. Как утверждает тот же опер, который все это рассказал, они уехали в Москву, а утекла информация об их розыске из горотдела милиции, который и занимался розыском причастных. А гражданин Юрченко отказался от показаний. И дело об убийстве пенсионера Лысенко так и осталось нераскрытым.
То, что вышеописанное – правда, подтверждает следующая выписка из оперативной информации МВД:
Справка эта датирована несколько более поздним периодом, но главное в ней то, что подтверждается рассказ о «профессии» Ахметова в молодые годы – азартные игры и разбои.
Попадал Ринат Леонидович в оперативные разработки по поводу убийств и более поздние годы. В 1992 году был убит еще один авторитетный дончанин – Янош Кранц, который владел гостиницей «Люкс», которая известна как резиденция Ахметова на протяжении долгих лет. После смерти Кранца в «Люкс» переселился Брагин, а после его безвременной кончины – Ахметов.
Вот выдержка из материалов оперативного дела:
А вот – фотоотпечаток с видеозаписи похорон Кранца (тогда снимали на пленку, качество оставляет желать лучшего, но Ахметова можно узнать по рыжей шевелюре.
Но убийство Кранца тоже кануло в лету, как и предыдущее.
Правда, попытались убить и самого Ахметова, который к тому времени уже перестал сам заниматься грязной работу в силу приближенности к Брагину: в 1994 году взорвался автомобиль со взрывчаткой, мимо которого проезжала машина Ахметова. По другой версии – его попытались расстрелять из гранатомета. По этой же версии, Рината Леонидовича «спасает только лишь полученная в последний момент от некоего «надежного источника» информация о покушении. Он пересаживается в другую машину чисто интуитивно».
Но всему этому предшествовали переговоры с шефом Ахметова Брагиным «кунцевских», которых представлял никто иной, как Иосиф Кобзон. Который якобы после провала переговоров о допуске московского криминалитета на Донбасс сделал ставку на «понравившегося ему Ахметова».
Так это или не так – неизвестно. Но известно, что покушения на Ахметова прекращаются, а вскоре гибнет Брагин. Причем, как уже упоминалось, его ближайший сподвижник Ахметов почему-то в момент взрыва решает совершить пешую прогулку. При этом сам опять же почему-то не обращает внимания на возможность покушения уже на него самого.
Ахметов переселяется в «Люкс», перебирая заодно на себя дела убитого шефа:
Мы не останавливаемся подробно на смерти Ахатя Брагина – в Сети огромное количество материалов по этому поводу, каждый может сделать выводы самостоятельно. Да и причастность Ахметова, если таковая и была, к этому убийству, неочевидна.
Так же вскользь мы упомянем еще одну громкую смерть, резонанс от которой не утихает и по прошествии почти тридцати лет – расстрел в Донецком аэропорту Евгения Щербаня.
Как и с Брагиным, причастность к ней Ахметова неочевидна. Но когда Янукович, будучи президентом Украины, пытался «навесить» смерть Щербаня на Тимошенко и Лазаренко, начали выплывать неприятные подробности.
В частности, экс-адвокат Вадима Болотских, осужденного за убийство Евгения Щербаня, Дмитрий Поезд, в эфире телеканала ТВi заявил следующее: «Ахметова нужно допросить, я, будучи в Генпрокуратуре, видел, как прокуроры боялись Рината Ахметова. Он знал всех этих людей. Насколько мне известно, Ахметов был там казначеем в той группе. Иначе почему он так пошел вверх? Откуда он взял стартовый капитал?». Может, именно поэтому версию о причастности Тимошенко к убийству Щербаня решили быстренько забыть, дабы не выйти на настоящих заказчиков.
Но, вспоминая те уже далекие события 1996 года, остаются вопросы – почему именно после расстрела в Донецком аэропорту Евгения Щербаня Ахметов стал и наследником бизнес-империи Щербаня. Кстати, еще до смерти нардепа Ахметов интегрировался в некоторые структуры Щербаня, как младший партнер. Например, фирма «Гефест CS», которая была создана после смерти Брагина, где учредителями — сыновья нардепа Евгения Щербаня (Руслан и Евгений) вместе с сыном губернатора Владимира Щербаня Артемом и женой Рината Ахметова Лилией Смирновой.
А вот когда Евгений Щербань погиб, его сыновьям очень мало осталось в наследство от бизнеса их отца. Практически ничего. Бизнес братьев Щербаней и сейчас довольно скромен: немножко в сельском хозяйстве, немного в строительстве, транспортных услугах и доля в заводе по производству черепицы.
Впрочем, о смерти Щербаня тоже написано немало. И потому тоже оставляем вопрос о причастности Ахметова к его смерти на суд читателя.
А в завершение упомянем, в 2013 году американские адвокаты Ахметова из юридической фирмы Akin Gump Strauss Hauer & Feld LL заявили следующее:
Правда, о причастности Рината Ахметова к смерти бывшего директора базы по торговле пушниной Лысенко и пыткам его престарелой супруги в далеком 1986 году в этом решении нет. Так что оставляем этот вопрос тоже на суд читателя.
В принципе, по большому счету уже все равно – причастен ли нынешний уважаемый бизнесмен, владелец «заводов, газет, пароходов» Ринат Леонидович Ахметов к этому разбойному нападению, завершившемуся смертью от пыток старого человека. Ведь в любом случае прошло 35 лет, все сроки давности истекли. Но, может, именно в этом эпизоде и ему подобных кроется ответ на вопрос – почему Ахметов так скрывает информацию о своих молодых годах.