Как сообщили Znak.com в аппарате суда, из 17 кандидатов больше половины не прошли проверку. Они либо имели ранее проблемы с законом, либо относились к силовым структурам. И в том и в другом случае такие претенденты выбраковываются. Третья по счету попытка собрать коллегию присяжных назначена на 30 августа.
При первой попытке набрать присяжных для этого процесса из 2,5 тыс. москвичей, отобранных компьютером, удалось собрать лишь 11 человек. Этого для проведения процесса недостаточно. И судья Елена Поспелова, в чьем производстве находится дело, решила провести повторный отбор присяжных заседателей.
На скамье подсудимых по делу об убийстве Шабтая Калмановича оказались трое уроженцев Ингушетии: Али Белхороев, Жабраил Костоев, Батыр Тумгоев. Им предъявлены обвинения по пункту «б» части 4 статьи 162 УК РФ («Разбой, совершенный в особо крупном размере»), пунктам «а», «ж», «з» части 2 статьи 105 УК РФ («Убийство совершенное группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений, то есть по найму»), части 3 статьи 222 УК РФ («Незаконное приобретение, хранение и перевозка оружия и боеприпасов, совершенное группой лиц»).
Тело Шабтая Калмановича с огнестрельными ранениями обнаружили 2 ноября 2009 года в Москве на проезжей части Новодевичьего проезда. Его расстреляли прямо в автомобиле Mercedes, на котором передвигался бизнесмен. Водитель, который сумел вывести машину из-под огня, также получил ранения, но медикам удалось его спасти. В ГСУ СКР по Москве в качестве основной отрабатывали версию о заказном характере этого убийства. В поисках мотива и заказчика следователи ранее допрашивали владельца футбольного клуба ЦСКА Евгения Гинера.
Однако долгое время разобраться в произошедшем силовикам не удавалось — интересы и контакты Калмановича были чрезвычайно широки. В 1980-х годах он сколотил состояние на торговле алмазами в Африке. Контактировал с разведкой Израиля, но в 1988 году получил в этой стране 5,5 года за шпионаж в пользу СССР. Позже задерживался полицией Великобритании по запросу США.
В 1990-х годах Калманович перебрался в Россию. Здесь стал совладельцем и директором Большого Тишинского и Щелковского рынков. Продюсировал концерты Майкла Джексона, Хосе Каррераса и Лайзы Минелли. Спонсировал три спортивных клуба: литовский «Жальгирис», московский «Спартак», екатеринбургский УГМК. В 2008 году стал генеральным менеджером сборной России по баскетболу. Контактировал с российскими авторитетами, в том числе с вором в законе Вячеславом Иваньковым (Япончиком; убит в 2009 году).
Задержать подозреваемых удалось лишь спустя 10 лет после убийства. Вышли на подозреваемых при расследовании дела группировки, промышлявшей нападениями на владельцев иномарок премиум-класса. В числе жертв, к примеру, был сатирик Михаил Жванецкий. Батыра Тумгоева, к примеру, задержали на Ямале возле колонии «Полярная сова», куда тот приехал навестить вора в законе Хамзата Аушева (Хамзата Ингуша). И он, и Белхороев, считается, относятся к религиозному объединению последователей шейха Батала-Хаджи Белхороева (1821-1914), потомки которого до сих пор управляют влиятельной на Кавказе общиной.
По версии следствия, роль киллера при ликвидации Калмановича сыграл Джабраил Костоев, который вышел из колонии буквально накануне этого убийства. Именно Костоев, полагают силовики, стрелял в бизнесмена из пистолета-пулемета К6–92 (модель разработана в Армении, позже активно использовалась чеченскими сепаратистами). Али Белхороев, по версии следствия, был за рулем Lada Priora, в которой перемещался киллер. Батыр Тумгоев осуществлял слежку за Калмановичем. На него же возложена была функция оперативного прикрытия киллера.
Заказчик, организатор и мотив этого преступления остаются до сих пор не выясненными.