Как передаёт корреспондент The Moscow Post, международный нефтяной трейдер Glencore отказался от приобретения июльских партий нефти компании "Русснефть" из-за санкций Евросоюза в отношении собственника компании Михаила Гуцериева.
Этот же трейдер является одним из крупнейших кредиторов "Русснефти", и обычно покупает экспортные объемы компании по долгосрочному контракту. Смена позиций ввиду санкций говорит о том, что проблемы бизнеса Михаила Гуцериева только нарастают.
Кроме того, эксперты пытаются связать отказ компании с тем, что "Гленкор" - один из ключевых контрагентов государственной "Роснефти" под управлением Игоря Сечина на международных рынках. Имея в виду, что никто не исключал возможной конкурентной составляющей в этом решении, которая могла быть инициирована Сечиным для того, чтобы выдавить Гуцериева из нефтяного бизнеса.
На эту же версию работает информация от января 2021 года, согласно которой после сделки с Trafigura "Роснефть" предложила Glencore доли в стратегическом проекте "Восток Ойл". Вполне возможно, что отказ "Гленкор" от закупок у "Русснефти" мог быть частью неформальных договорённостей вокруг этой сделки с той же целью - создать новые проблемы хозяину холдинга "Сафмар" Михаилу Гуцериеву.
Новости по теме: ООО «Евротерминал»: банда уголовников мародерствует в Одесском порту
Друг Миша
В прошлом месяце в отношении последнего были введены санкции Евросоюза за его поддержку президента Белоруссии Александра Лукашенко. Об этом пишет "Коммерсант". Их дружба давно известна. Якобы, Лукашенко давно называет Гуцериева просто Мишей.
Александр Лукашенко и Михаил Гуцериев не скрывают дружеских отношений
Формулировки санкций позволяют блокировать не только личные активы в Европе, но и бизнес, где господину Гуцериеву принадлежит не менее 50%. Это значит, что под угрозой оказалась не только "Русснефть", но и другая российская нефтяная компания предпринимателя "Нефтиса", а также белорусский "Славкалий". В зоне потенциального риска и другие активы Гуцериева.
Можно сказать, что теперь руки бизнесмена в Европе связаны. Теперь ему полностью запрещено посещение ЕС. Европейские банки и "экономические операторы", судя по всему, прекратят обслуживать господина Гуцериева, а все его личные активы заморозят.
В бизнес среде однозначно сходятся во мнении, что санкции ЕС абсолютно незаконны, и не являются рыночным механизмом, не способствуют решению проблем между ЕС, Белоруссией и связанным бизнесом. Однако оценки деятельности самого Михаила Гуцериева на Белорусском направлении неоднозначны.
Москва и Минск не раз конфликтовали из-за поставок нефти. На фоне очередного обострения в 2020 году (тогда речь шла не о ценах, а о скандале с "грязной" нефтью в трубопроводе "Дружба") и приостановки поставок из РФ Михаил Гуцериев заключил соглашение о поставках нефти в Белоруссии от своих компаний.
В тот момент сделать это ни одна госкомпания не могла. Многие посчитали, что действия Гуцериева могут противоречить интересам российского государства. Ведь имея на руках контракт на поставку ресурса, Александр Лукашенко получал более выгодные переговорные позиции с государственными структурами России. А участвовали в сделке как раз "Русснефть" и "Нефтиса".
Михаил Гуцериев не сидит сложа руки, а пытается купировать угрозы. В начале 2021 года нефтекомпания "Нобель Ойл", осваивающая месторождения в Коми и ХМАО с запасами около 86 млн тонн нефти, нашла нового инвестора. Ей стал кипрский офшор Sarenoti, который связывают с уже ушедшим из жизни экс-депутатом Госдумы Вахой Агаевым.
Агаев много лет дружил с владельцем "Русснефти" Гуцериевым, работал его советником в этой компании. Сейчас "Нефтиса" оказывает "Нобель Ойл" операторские услуги. Это позволяет предположить, что за офшором Sarenoti скрывается семья Гуцериевых. А возможный мотив - получить прибыльный актив, обойдя санкции, скрывшись за номинальными собственниками.
Долги никуда не делись
Новости по теме: Пенсионер первым открыл огонь. Прокурор раскрыл подробности штурма дома мытищинского стрелка и его ликвидации
Возвращаясь к Белоруссии, именно на неё теперь делает ставку семья Гуцериевых. В России за ними многомиллиардные долги - по некоторым оценкам, на лето прошлого года совокупный долг "Сафмара" и других структур семьи составлял порядка $15 млрд. Это огромная сумма, из которой порядка 325 млрд рублей - долг перед одним "Сбербанком".
В 2019 году группа "Сафмар" Михаила Гуцериева договорилась со "Сбербанком" о реструктуризации долгов Афипского НПЗ на сумму более 170 млрд руб. Завод получил рассрочку по платежам на десять лет и отсрочку у трейдеров на такой же срок, об этом пишет РБК. Но параллельно с этим Гуцериевы, судя по всему, начали перевод своих средств и активов за рубеж, и как раз в Белоруссию. Что наводит на мысли, будто расплачиваться с кредиторами они не спешат.
Полгода назад стало известно, что компания Beristore Holdings Limited, принадлежащая сыну Михаила Гуцериева Саиду, приобрела белорусский "Паритетбанк" (ранее 100% принадлежало белорусскому государству).
Одновременно с этим "Сафмар" продолжает реализовывать проект "Славкалия" в Белоруссии, а точнее строительство Нежинского ГОКа на базе Старобинского месторождения. Сумма инвестиций - 1,8 млрд рублей. То есть деньги у Гуцериевых есть, но требования кредиторов они удовлетворять не спешат?
Параллельно с этим продолжаются скандалы, связанные с нефтью, да и с общим давлением на Гуцериевых. В декабре 2019 года в офисах компании Саида Гуцериева "ФортеИнвест" прошли обыски по делу о контрабанде нефти, возбужденном месяцем ранее. Дело о контрабанде топлива с Орского НПЗ, который входит в "ФортеИнвест".
По версии следствия, дизель с Орского НПЗ должен был уйти в Турцию, однако оказался на Украине. При этом с 2015 года поставки топлива на украинский рынок возможны только при наличии специального разрешения. Дело это ничем не кончилось, по итогу претензий к Гуцериевым не было. Но репутационные издержки семья понесла.
После обысков в компании Саида Гуцериева семья предпринимателя задумалась о переезде в Белоруссию?
В белорусской прессе же активно муссируется тема, что на Гуцериева якобы давят российские силовики. Такое утверждение выдвинули авторы сайта "Белорусские новости". В итоге Лукашенко якобы пришлось даже просить российское руководство "не гнобить" Гуцериева. Что только подхлестнуло слухи о тесной интеграции структур предпринимателя в белорусскую экономику.
"Сафмар" уйдёт с молотка?
Параллельно с этим продолжается масштабная распродажа активов Гуцериевых. Настолько, что наблюдатели высказывают предположение о намерении последнего и вовсе выйти из бизнеса в России и окончательно покинуть страну.
Среди последних сделок - продажа части активов холдинга "Сафмар финансовые инвестиции" (СФИ). Принадлежащий ему кредитный брокер "Директ кредит центр" перейдет в собственность ритейлера "М.Видео", а НПФ "Моспромстрой-Фонд" – как предполагается, группе "Русские фонды. Это поможет главе СФИ Саиду Гуцериеву получить 1,8 млрд рублей, которые, скорее всего, будут направлены на выплату долга перед ВТБ и соответствующих процентов.
Но серьёзно изменить соотношение сил по долгам "Сафмара" эта сделка вряд ли сможет. Параллельно с этим компания (еще до санкций) вложилась в укрепление контроля над той самой "Русснефтью". В апреле СФИ совершил уже вторую нефинансовую покупку у своих бенефициаров. Вслед за 10% акций "М.Видео" холдинг приобрел 7,8% голосующих акций "Русснефти".
Важно понимать, что ранее группа контролировала ее через офшоры Bradinar Holdings (16,1%), Negard Holdings (16,9%), а также НПФ "Сафмар" (более 9%). Как писал "Коммерсант", в дальнейшем может состояться выкуп пакета "Русснефти", находящегося в портфелях пенсионных средств фонда.
Но эта информация была до санкций. Теперь же "Русснефть" и вовсе может стать для Гуцериевых неликвидным активом. Сегодня при госконтрактах почти на 14 млрд рублей, за 2020 года компания получила убыток в 15 млрд рублей. То есть падение прибыли составило 30 млрд. рулей за год.
Ситуация в "Русснефти" продолжает ухудшаться
Однако стоимость активов всё еще высока и составляет 81 млрд. рублей. Что может подтолкнуть Гуцериева к распродаже и этого актива, расставаться с которым он явно не хочет.
Не утихают и другие скандалы, связанные с Гуцериевыми. В частности, скандальная санация "Бинбанка", которым руководил племянник Гуцериева Микаил Шишханов. Напомним, что дыра в капитале банк составила порядка 300 млрд. рублей. По другим оценкам - 700 млрд. рублей.
Все эти факторы в совокупности говорят о том, что проблемы Гуцериевых не только не уменьшаются, но и могут грозить всей бизнес-империи "Сафмара" полным обвалом. В чем, конечно, нет ничего хорошего ни для российской, ни для белорусской экономики.