Как передает корреспондент The Moscow Post, группа компаний "Шоколадница", принадлежащая Александру Колобову, начала открывать кофейные зоны в Сбербанке. Пока неизвестно, на каких условиях произошла коллаборация Сбербанка, который ранее планировал развивать общепит совместно с McDonald`s, и "Шоколадницы". Известно, что первая точка открылась в Воронеже, до конца лета планируется открытие второй.
Инвестиции в создание одной точки составили 2,5 млн рублей. Однако для регионов, где сконцентрирована аудитория банка, ценовой сегмент торговой марки может оказаться неподъемным.
Вместе с тем, о связях "Шоколадницы" и Сбербанка известно уже давно, однако впервые они объявили об "официальном начале отношений". Доля учредителя Александра Колобова в "Шоколаднице" находится под обременением Сбербанка, а также банк Германа Грефа владеет долей в франчайзинговом бизнесе ресторатора наряду с офшорной компанией. Официальное же сотрудничество может открыть для них новые горизонты.
Кипрский след
Александр Колобов всегда был темной лошадкой в ресторанном бизнесе. Известно, что он получил хорошее образование в Лондоне, а прибыльное дело получил в наследство. На семейном совете бизнес поделили между двумя старшими братьями: Александру досталась "Шоколадница", а Павлу – рестораны "Панчо Вилья" и Hard Rock Cafe.
Вместе с семейным делом братьям, вероятно, досталось и другое наследство – секреты и тонкости ведения бизнеса. Одним из таких секретов, похоже, стали полезные связи, ведь только так можно объяснить, почему Александр Колобов так наращивал их в течение многих лет, обрастая все новыми партнерами.
Например, в 2018 году у "Шоколадницы" появился совладелец – им стал золотопромышленник Симан Поваренкин, выкупив 40% акций. И хоть через некоторое время СМИ сообщили, что господа Колобов и Поваренкин "развелись" – якобы последний продал свою долю в бизнесе, фигура эта настолько интересная, что стоит рассмотреть его подробнее.
Господин Поваренкин был известен экологическим скандалом в Свердловской области, где жители выступили резко против строительства завода "Национальной сурьмяной компании". Завод по переработке руды, действительно, относится к третьему классу опасности, поэтому опасения жителей были не беспочвенны.
Интересный момент – земля, где планировали построить завод, ранее была в муниципальной собственности, а потом перешла неизвестному предпринимателю, который в свою очередь передал ее предпринимателю. Жители предполагали, что экс-глава города мог выдать землю без согласования с депутатами городской думы, так как ранее на заседаниях этот вопрос не поднимался.
Волновало жителей и то, что никаких финансовых преференций и налогов область не получит, так как на тот момент "Национальная сурьмяная компания" принадлежала "ГПМ Химресурс", учредителем которого выступал кипрский офшор.
На сегодняшний день компания ликвидирована. Вместо него создали новый "ГПМ Химресурс". Теперь, согласно информации "Руспрофайла", 98% акций принадлежит некоему Евгению Кислица, а еще 2% - Елене Половинкиной.
Сам же господин Поваренкин не значится в составе директоров и учредителей, но, судя по "Руспрофайлу", являлся учредителем 20 других организаций. И здесь же мы видим интересную информацию – например, Симан Викторович был в числе учредителей ООО "Альбарино", которое в 2020 году перешло под управление "Шоко Стар". Последний же – Шоко Стар" - принадлежит кипрскому офшору.
Ряд других компаний имеют абсолютно аналогичную историю. В 2019 году Поваренкин вышел из состава учредителей ООО "Гринпроджект", которая перешла под управление иностранной организации.
Новости по теме: Офшорная «паутина» Андрея Реуса
Вскоре пошли слухи, что партнеры решили разделить активы, об этом сообщали СМИ, но возможно ли, что это был пиар-ход, а фактически господин Поваренкин остался у руля, как, вероятно, произошло с его другими бизнес-активами?
Самые влиятельные семьи в России
Любопытно, что о связях "Шоколадницы" со Сбербанком было известно и ранее. Так, в 2020 году СМИ сообщили, что Сбербанк выкупил 10% доли франчайзи ресторанов KFC, который является частью "сладкой" империи, - ООО "Эй Кей Раша".
И в этом не было бы "ничего такого", если бы не один нюанс – оставшиеся 90% компании принадлежат кипрскому офшору, владение которым приписывают Поваренкину.
Значит ли это, что офшорный бизнес строится при участии крупнейшего государственного банка страны?
Но и это еще не все. В 2018 году СМИ сообщили, что основные юрлица группы компаний перешли под владение кипрской компании Kalazaco Ltd, которая в свою очередь принадлежит трем другим кипрским компаниям Sunshade Bisiness, Acmero и Quortia. Последняя же из этих компаний имеет двух акционеров – супругов Леонид и Нели Левитиных. Об этом писал РБК.
Такое сотрудничество с семейством Левитиных тоже для Колобова должно представлять большую ценность. Ведь брат Леонида – Игорь Левитин – занимает должность советника Президента России. Поговаривают, что сотрудничество Колобова с Левитиным имеет еще более близкий характер, и, кроме ресторанного бизнеса, партнеров связывают интересы строительного рынка.
Но и это не все полезные партнерские связи господина Колобова. Весной прошлого года Александр Колобов "запартнерился" с влиятельным семейством Жуковых, чей представитель стал совладельцем компании "Фрутти", которая поставляет соки и смузи. Компания на 40% принадлежит сыну вице-спикера Госдумы Петру Жукову. 35% акций принадлежит Колобову.
С Петром Жуковым, возможно, Колобова связывают годы учебы в Лондоне – оба получили образование именно там. Жуков известен как представитель "золотой молодежи", которого периодически преследуют скандалы. В Лондоне он даже был приговорен к 14 месяцам заключения за участие в драке. Об этом сообщал "Коммерсант".
А еще одно влиятельное семейство, очевидно, тоже увидело в Колобове перспективного бизнесмена. Но в этом случае большую выгоду, вероятно, от партнерства получает сам владелец "Шоколадницы".
Так, Александр Колокольцев, сын главы МВД России Владимира Колокольцева имеет самое прямое отношение к ресторанному бизнесу. Ему принадлежит 33,4% акций в ООО "Иль форно". Конечным бенефициаром ресторанной компании с выручкой 87 млн в год может быть Колобов. Об этом сообщает издание "Ресторан".
Отметим, финансовая отчетность "Иль форно" вызывает недоумение – выручка стабильно падает, а вот прибыль, напротив – растет. Стоимость активов, несмотря на рост, остсается отрицательной.
А вообще Колобов и Колокольцев-младший знают друг друга как минимум несколько лет, так как до 2017 года они совместно владели еще одним бизнесом – компанией "Бринде" по доставке продуктов питания. Еще одним совладельцем был Олег Юсупов, о котором тоже ходят интересные слухи о связях с одиозными бизнесменами Нисановым и Илиевым. В 2017 году и Колобов, и Юсупов перестали быть учредителями.
И вишенка на торте – доля Александра Колобова сейчас находится под обременением… да, Сбербанка.
Любопытно, что финансовые показатели "Шоколадницы" стабильно падают с 2017 года, и сейчас достигли своего минимума.
Однако эквилибристика с офшорными компаниями позволяет усомниться в том, что "Шоколадница" действительно испытывает сейчас не лучшие времена. Тем более, что теплую компанию влиятельных семейств-партнеров Колобов теперь официально пополнил Герман Греф и его "Сбербанк".