Вступиться за Зиявудина Магомедова некому — вот и сидит

Вступиться за Зиявудина Магомедова некому — вот и сидит
Вступиться за Зиявудина Магомедова некому — вот и сидит
Почему раньше бизнесу было достаточно не лезть в политику и разделять увлечения президента, а теперь этого мало? И что важнее — глобальные амбиции или внутренние «правила игры»?

Бизнесмен и основатель группы «Сумма» Зиявудин Магомедов не собирается возвращаться в крупный инфраструктурный бизнес: «Это пройденный этап». Свои слова экс-участник списка Forbes передал через представителя. С марта 2018 года Магомедов находится под арестом по обвинению в создании преступного сообщества и хищении 11 млрд рублей.

Созданная Магомедовым группа «Сумма» была крупным инфраструктурным игроком: владела несколькими портами (в том числе Новороссийским, крупнейшим по грузообороту в стране), крупнейшими в России железнодорожным контейнерным оператором «Трансконтейнер» и оператором зернового рынка «Объединенной зерновой компанией». В 2018 году Forbes оценил состояние Магомедова в $1,2 млрд.

После ареста Магомедов расстался с большинством своих активов и покинул список богатейших россиян. В ответе Forbes бизнесмен не стал комментировать причины ареста и давать оценку событиям вокруг его бизнеса. Но поделился планами на будущее: «Первое время я безусловно хотел бы посвятить семье, детям». Возвращаться в бизнес «из предыдущей деятельности» он не намерен и говорит, что его «когнитивная активность будет носить композиционный характер». Это прежде всего интерес к технологиям и филантропии, особенно в образовании, пояснил Магомедов.  

Как все начиналось

История Зиявудина Магомедова и его старшего брата Магомеда, который арестован по тому же уголовному делу, похожа на киносценарий. Братья родились и выросли в Дагестане — одном из самых бедных российских регионов. Магомедовых помнят не только в родных аварских селах, но и в республиканской столице Махачкале, где о братьях знают или слышали даже простые прохожие.

В 90-е они перебрались в Москву, где окончили экономфак МГУ. Бизнес-путь Магомедовых можно назвать классическим для постсоветского времени: торговля электроникой, банк, нефтетрейдинг. Торговля нефтью свела братьев с госкомпанией «Транснефть», которая стала их главным бизнес-партнером на долгие годы. Сначала структуры Магомедовых строили для «Транснефти» инфраструктуру, а затем госкомпания взяла своих подрядчиков в совладельцы портового бизнеса — сначала Приморского торгового порта, а затем Новороссийского — жемчужины бизнес-империи Магомедовых.

Активы были объединены в группу «Сумма». Как рассказывают знакомые Магомедовых, Магомед отвечал за связи и переговоры, а Зиявудин — за управление бизнесом. Как именно распределялись доли в «Сумме» неизвестно — группа не раскрывала своих акционеров. Во время суда Зиявудин и вовсе заявил, что старший брат не имел отношения к «Сумме». Знакомые Магомедовых считают, что главная причина ареста братьев — не вменяемые им экономические преступления, а «критическая масса» конфликтов с влиятельными оппонентами.

Цена убеждений

Новости по теме: Пенсионер первым открыл огонь. Прокурор раскрыл подробности штурма дома мытищинского стрелка и его ликвидации

Расцвет бизнеса Магомедовых пришелся на президентство Дмитрия Медведева. Именно борьбой с окружением Медведева принято объяснять арест братьев. Вместе с давним соратником и помощником Медведева Аркадием Дворковичем Зиявудин учился на одном курсе и поддерживал хорошие отношения. Дворкович же, будучи замом премьера Медведева, курировал топливно-энергетический комплекс, промышленность, сельское хозяйство и транспорт — основные отрасли присутствия «Суммы».

При президенте Медведеве Зиявудин Магомедов вошел в список Forbes. А после возвращения Владимира Путина на пост президента у Магомедовых начались проблемы. Сначала персоной нон-грата стал их двоюродный брат Ахмед Билалов — за срыв олимпийской стройки его раскритиковал лично Путин. Затем проблемы с господрядами начались уже у структур «Суммы». Это раздражало власти, в том числе высокопоставленных федеральных чиновников: «Сумма» задерживала сдачу объектов к FIFA-2018 — событию, не уступающему по значимости сочинской Олимпиаде.

Масла в огонь, как рассказывают источники Forbes, подливал Зиявудин. После ухода Магомеда в политику, младший брат стал играть в бизнесе главную роль. «В чем он мастак, так это в том, чтобы выбирать недоброжелателей», — говорит давний знакомый Магомедовых. В отличие от старшего брата Зиявудин не был сторонником компромиссов, а, по выражению сотрудника «Транснефти», «напирал со своей точкой зрения». Считается, что последней каплей стали переговоры с госкомпанией о продаже Новороссийского порта. Зиявудин оценивал свою долю примерно в $1,2 млрд, а «Транснефть» — в два раза меньше. «Отдай порт, это политический актив», — умолял аварца один из бизнес-партнеров. Но Зиявудин стоял на своем. В итоге акции Новороссийского порта достались «Транснефти» за $750 млн. На момент сделки Магомедовы уже полгода находились в СИЗО. У Зиявудина не осталось ни одного влиятельного союзника, «который был бы заинтересован в том, чтобы он выпутался», вздыхает знакомый Магомедова.

Статья для бизнеса 

Время для ареста Магомедовых было выбрано очень удачно, отмечает предприниматель и бывший бизнес-партнер Магомеда Магомедова Алексей Козлов: сразу после избрания президентом Владимира Путина. В этот период новое правительство еще не было сформировано, и все его члены исполняли обязанности. Возможность вмешательства была практически исключена, считает Козлов: «Ни один член кабинета министров не стал бы публично, либо непублично, включать свой административный ресурс, потому что не было понятно, а останется ли он сам министром».

Аркадий Дворкович оказался среди тех, кто остался без кресла в новом правительстве. А Магомедовы надолго застряли в СИЗО. Лишь спустя три года после ареста суд приступил к рассмотрению дела, которое насчитывает почти тысячу томов. Главный аргумент следствия — это обвинение в создании преступного сообщества (статья 210 Уголовного кодекса), говорил в своем последнем выступлении Зиявудин. Изначально 210-я статья была разработана, чтобы привлекать к ответственности руководителей преступных группировок, а в экономических составах «это зачастую просто инструмент», рассказывает адвокат Александр Забейда: «210-я является особо тяжким преступлением, по ней увеличенные сроки содержания под стражей». За годы ареста разваливается бизнес и теряются все социальные связи, отмечает Забейда.

С критикой 210-й статьи выступал даже Путин. В апреле 2020-го он подписал поправки в Уголовный кодекс, которые должны были вывести бизнес из-под 210-й статьи. Правда, меры оказались «косметическими» и правоохранители сохранили возможность инкриминировать предпринимателям создание преступного сообщества, отмечает Забейда. Магомедовым президентские поправки тоже не помогли. Братья были «гениями дружбы», но многие предприниматели задействуют в бизнесе админресурс, отмечает журналист и писатель Юлия Латынина: «Месседж с арестом Магомедовых абсолютно не ясный». Изменились «правила игры», считает Козлов: «Надо быть гораздо более лояльным».


Распечатать
16 апреля 2025 Издание Time исключило украинцев из списка 100 наиболее влиятельных людей мира
16 апреля 2025 Отец покойного Яниса Тиммы обвиняет Анну Седокову в манипуляциях
16 апреля 2025 В Дагестане семья пчеловодов предлагает мед, который, как утверждается, может вылечить аутизм и онкологические заболевания
16 апреля 2025 В Москве перекрыли дороги рядом со зданием Следственного комитета
16 апреля 2025 Компания «Сибстальстрой» подписала договор на возведение школы в Иркутске, несмотря на прошлые неудачи
16 апреля 2025 Клиенты Ozon обвиняют маркетплейс в нечестных условиях предоставления рассрочки с микрокредитами
16 апреля 2025 Израильские солдаты нашли в Газе собаку, похищенную ХАМАС, и вернули её семье погибшего историка
16 апреля 2025 Виталина Цымбалюк-Романовская стала мамой и решила не обращаться за помощью нянь
16 апреля 2025 Бывший губернатор Курской области Алексей Смирнов прикроет своим уголовным делом Романа Старовойта
16 апреля 2025 США сообщают о возможностях манипуляции временем и пространством
16 апреля 2025 Анна Хилькевич поделилась, как не смогла попасть на кастинг и упустила роль своей мечты
16 апреля 2025 "Запрещённый" Данила Козловский вернётся на экраны
16 апреля 2025 Владимир Евтушенков спасает бизнес с помощью банков: выпущенные новые акции Segezha Group направляются на погашение долгов
16 апреля 2025 Надежда Кадышева объявила о турне по стадионам: гонорары певицы взлетели до небес
16 апреля 2025 Цены на нефть выросли после заявления Китая о готовности к диалогу
16 апреля 2025 «Томское пиво» не сталкивается с репутационными потерями: бывший мэр Иван Кляйн продолжает зарабатывать миллиарды
16 апреля 2025 Бизнес на чужой территории: как в Горном Алтае не учитывается решение суда
16 апреля 2025 Повышение пошлин, введенное Трампом, может замедлить экономический рост, заявил глава Федеральной резервной системы США
16 апреля 2025 How Soft2bet’s Uri Poliavich deceives regulators and scams players across Europe
16 апреля 2025 Еврокомиссия не вводит санкции против российского сжиженного газа