Сначала УЗ проводила конкурентный тендер, но заказчика обвиняли в том, что он прописал технические требования под продукцию одного производителя - того же крюковского завода. Тогда к Укрзализныце обращались производители с просьбой пересмотреть технические требования на вагоны, чтобы участие в тендере могли взять европейские компании. Также на тендер подала свое предложение китайская CRRC. В результате железнодорожники отклонили с торгов всех конкурентов «крюковцев» и отменили торги из-за отсутствия конкуренции. И наконец решили больше не «играть в конкурентные торги», проведя прямую закупку, пишет издание Наші гроші.
Индульгенцию на это дал министр инфраструктуры Александр Кубраков, которого «задокументировал» совладелец Крюковского завода Владимир Приходько (о его российских партнеах см. Справку ниже) на совещании 7 июня:
«О пассажирских вагонах за бюджетные деньги быстрее надо проводить переговорную процедуру, если не состоялся тендер - подписывать контракт уже в этом месяце».
Это быстрое и абсолютно неправомерное решение, которое подрывает основы публичных закупок. «Укрзализныця» применила переговорную процедуру на основании п.2 ч.2 Закона «О публичных закупках» - отсутствие конкуренции по техническим причинам.
«Подтверждением» отсутствия конкуренции стала справка Львовского филиала Днепровского национального университета железнодорожного транспорта. В обосновании заказчик указал, что эксперты железнодорожного университета пришли к выводу, что ни один производитель (кроме КВСЗ) не сможет разработать и поставить 100 вагонов за 12 месяцев.
Во-первых, вывод железнодорожного университета не является надлежащим обоснованием отсутствия конкуренции. Во-вторых «эксперты» университета рассчитывали время с «нулевого этапа» производства - с учетом разработки технических требований, научно-конструкторской работы и т.п. Хотя на самом деле речь идет лишь о получении сертификата соответствия вагонов европейского или китайского производства, которые уже изготавливаются годами. Таким образом «экспертная» справка, как и само обоснование переговорной процедуры, основана на манипуляции и выдаче желаемого за действительное.
«Укрзализныця» создает опасный прецедент, когда заказчик прописывает технические требования под конкретного производителя, а затем пытается обосновать переговорную процедуры тем, что под эти требования попадает только один производитель.
Еще одним «обоснованием» неконкурентной процедуры указана необходимость выполнения бюджетной программы, поскольку средства на эти расходы заложены именно в государственном бюджете. Но «Укрзализныця» сама провалила подготовку и вызвала угрозу невыполнения бюджетной программы. К тому же, за шесть месяцев, которые остаются, УЗ могла провести конкурентную процедуру и заключить контракт с авансированием, чтобы успеть использовать бюджетные средства в этом году. Подробно читайте в материале «Вагон проблем: почему Укрзализныця не смогла купить пассажирские вагоны и чем этогрозит».
Но вместо этого чиновники решили, что виноваты не исполнители, а ProZorro.
Вместе с выводом из-под действия закона Киевской объездной дороги и других закупок закупка вагонов можно говорить об общей тенденции. Проблемы исполнительской дисциплины списывают на сложность прозрачных процессов, хотя власть утверждает, что во всем виновата система, которая не «позволяет» заключить нужный контракт.
В итоге все мы можем переплатить около 15% (или получить на 15% меньше вагонов), чем если бы закупка проводилась по конкурентной процедуре. Ведь именно на 15% дешевле купейные вагоны покупает Египет по тендеру, в котором приняли участие производители из пяти стран. К тому же систему неконкурентных закупок могут зацементировать на годы. И мы будем продолжать платить больше, а получать меньше.
А для неистовых поклонников максимальной локализации и заказа у своих без тендеров напомним, что совладельцами ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» является гражданин России Гамзалов Станислав Джахарпович (спонсор ЛДПР Жириновского) и гражданин Эстонии Олег Осиновский, которого Литва обвиняла в связях с окружением Путина.
—
Владимир Даценко, эксперт «Лиги антитраста»; опубликовано в издании Наші гроші