Она была одержана, когда Лукашенко своими действиями продемонстрировал свое политическое подчинение российскому президенту Владимиру Путину. Это важно по ряду причин.
Во-первых, потому что Лукашенко на протяжении последних нескольких лет позиционировал себя как самостоятельного, независимо мыслящего сильного лидера, который не намерен прогибаться ни перед кем из иностранных лидеров — будь то президент Трамп, Ангела Меркель или, конечно же, Путин. Но хотя Лукашенко, возможно, и продолжает утверждать, что никогда не поддастся давлению со стороны Трампа или Меркель, он не может утверждать об этом в отношении Путина. Во всяком случае, уже не может.
Не следует забывать, что, пытаясь продемонстрировать свое подчинение Путину, Лукашенко совершил жалкий и позорный шаг — в понедельник, отправился в российский город Сочи, чтобы дать Путину понять, что знает, кто главный. Выпрашивая у Путина кредит в 1,5 миллиарда долларов, Лукашенко заявил: «Эти последние события показали, что мы должны теснее держаться с нашим старшим братом и сотрудничать по всем вопросам, в том числе и в экономике».
Это явное преклонение колена (о чем, по всей вероятности, потребовал за кадром Путин) с целью продемонстрировать почтительное отношение к российскому лидеру. Это должно показать белорусским силовикам и олигархическому классу, а также близкому окружению Путина, что Лукашенко поставлен на колени, что его заставили покориться. Российский лидер в свойственной ему манере принял внезапное смирение Лукашенко, откинувшись на спинку кресла. Россияне правильно поймут сигнал — и весь мир тоже.
Это совершенно не похоже на то, что говорил Лукашенко в адрес Путина еще в феврале, когда его жесткая риторика накалялась. Тогда из уст Лукашенко звучала националистическая риторика, он с пафосом заявлял, что будет упорно сопротивляться попыткам Путина добиться вхождения его страны в состав России или в состав союзного государства. В феврале Лукашенко пообещал, что всегда будет «бороться за то, чтобы наша Беларусь на этом клочке земли оставалась суверенной и независимой. Это не только нам — это нашим детям». А сегодня Лукашенко говорит, что Белоруссия должна стать крепостной Кремля. По своим же собственным меркам Лукашенко — жалкий предатель.
Но это неудивительно. Подобно человеку, который накачивает мышцы не тяжелыми упражнениями, а с помощью стероидов, Лукашенко не является сильным лидером, которого он из себя изображает. Он просто клоун, жаждущий похвалы. Вместо того чтобы оказаться от власти и не допустить кровопролития, Лукашенко предпочел сохранить ее ценой того, что сам станет новым ручным любимцем Путина, а Белоруссия превратится в свою новую периферию путинской России.
США и Евросоюз не должны мириться с тем, что у Белоруссии отнимают ее лучшее демократическое будущее. Трамп должен предупредить Лукашенко, что если тот не согласится назначить новые выборы, то будут введены новые санкции — в том числе вторичные санкции против тех, кто с ним взаимодействует. Точно так же следует предупредить и Путина о том, что если он отправит в Белоруссию российские силы безопасности, чтобы ограничить действия белорусского народа и установить над ним контроль, в отношении российского энергетического комплекса будут введены новые санкции. Учитывая, что в Европе возмущены отравлением Алексея Навального, там все на редкость единодушны в том, что в отношении Путина необходимо принять меры.