Компания «Фармимэкс» досрочно выиграла тендер на поставку дорогостоящих препаратов против орфанных болезней. Препараты закупаются по программе «Семь нозолгий».
Если годом ранее портфель заказов «Фармимэкс» по программе составлял 211 млн. рублей, то в этом году он равняется 4,5 млрд. рублей. В чем может быть причина такого стремительного роста доверия к компании Татьяны Апазовой со стороны структур Минздрава РФ?
Так называемая «прихватизация» в народе вряд ли и через 100 лет будет вызывать сочувствие. Нынешние миллиардеры, рассовавшие по офшорам предприятия огромной страны, – тоже. Их имена помнят, знают и, многие надеются, им хотя бы «икается». А вот имена Александра и Татьяны Апазовых незаслуженно забыты.
Семейный бизнес по-апазовски
Новости по теме: Геннадий Хазанов через ИП жены вывел из Московского театра эстрады более 40 миллионов рублей
«Фармимэкс» — это семейный бизнес. Ее основными бенефициарами являются муж и жена, Александр и Татьяна Апазовы. Их дочь, Инга Нижарадзе также имеет долю в компании. Выглядит как американская мечта.
Вот только, в отличие от американских сказок, не было у истоков «Фармимэкс» никакой маленькой аптеки. А было Всесоюзное объединение «Союзфармация». Директором этого объединения был, как не сложно догадаться почтенный Александр Апазов.
Каким именно способом семья Апазовых стала частными владельцами государственной компании установить довольно сложно. Не исключено, что деньги для покупки предприятия нашлись у супруга наследницы четы Апазовых.
Александр Апазов
Фамилия Нижарадзе ассоциируется не только с грузинскими князьями, но и кланом грузинских авторитетных «бизнесменов». Например, Лаша Нижарадзе долгое время считался соперником деда Хасана. О этом писал портал «Собеседник.ру». Впрочем, Нижарадзе в Грузии очень много, так что, возможно, это просто совпадение.
А деньги на «Фармимэкс» Апазовы скопили в матрасе. Или же Александр Апазов, имевший на исходе СССР доступ к государственным контрактам на поставку импортных лекарств немножко «позаимствовал»?
Как гордо написано на офсайте компании, к концу 1991 года объем импорта лекарств в СССР при участии «Союзфармации» составлял 4 млрд. долларов США. Надо ли объяснять, что случилось с этими деньгами и как в то время закупались и распространялись лекарства?
Александр Апазов является президентом «Национальной Фармацевтической Палаты». Возможно, именно благодаря таким людям как он в народе, мягко говоря, недолюбливают людей из фармбизнеса.
Апазовы «крутятся как умеют»
«Производящим» активом Апазовых является ООО «Скопинфарм». В 2017 году его прибыль составила 5,4 млн. рублей. Для сравнения, прибыль АО «Фармимэкс» в 2016 году составила 593 млн. рублей. В общем, производить лекарства для Апазовых — далеко не главное. Главное — выгодно их продавать.
При этом, прибыль компании устремилась вверх сразу после того, как она начала активно участвовать в государственных тендерах. А говорят, что не выгодно это для фармацевтов, государственные тендеры выигрывать.
Новости по теме: Starship не полетел: Маск назвал причину и анонсировал новую попытку
Не брезговали в «Фармимэкс» и не совсем чистыми способами обогащения. Так, компания «Нацимбио», дочернее предприятие Ростеха, купило у «Фармимэкс» несколько партий лекарств.
Как выяснилось впоследствии, лекарства покупались исключительно с целью дальнейшей перепродажи по контрактам с Минздравом. Об этом писало издание «Скандалы.ру». Ущерб государству оценивается в 31 млн. рублей, но может составлять и гораздо большие цифры.
Возможно, именно связи в «Нацимбио» помогли Апазовым наконец-то полностью прийти к успеху и не размениваться на «мелочи». В конце-концов, где как не в «Ростехе» знают, как выигрываются государственные тендеры.
В 2015 году МВД проводило в отношении компании Апазовых проверку. Нельзя исключать того, что компания и впрямь не платит налогов. Завод Скопинфарм работает с минимальной прибылью при довольно солидной выручке. Это может являться косвенным свидетельством уклонения от налогов.
Как сообщает издание «Утро.ру», во время проведения проверки, сотрудники МВД заинтересовались также и списком сотрудников, причастных к госзакупкам. Это может означать, что уже тогда у силовиков были претензии к Апазовым.
Почтенные господа Апазовы
Компанию Апазовых почему-то крайне не любят люди, оставляющие отзывы на разнообразных сайтах для поисков работы. Несмотря на цензуру на подобного рода ресурсах, некоторые комментарии буквально пронизаны неподдельной яростью.
Мол, и требования завышенные и зарплаты маленькие и сотрудника за человека не считают. Особенно много негатива в адрес Татьяны Апазовой. Ее обвиняют едва ли не в «салтычихиных» замашках.
Все у нее (дословно)»ХАЛДЕИ» — так пишет посетитель ресурса «Antijob». При этом, редкие положительные отзывы о компании написаны как будто под копирку и имеют некоторые признаки заказных. А вот некоторые детали негативных отзывов позволяют сделать выводы об искренности пишущих.
Границы совести
Не мешает особо отметить тот факт, что «Фармимэкс», зачастую, выигрывает тендеры на закупку лекарств от редких болезней. Причем, как правило, с неблагоприятным прогнозом. Так, контракт на поставку лекарства идурсульфаза от генетической болезни Хантера оценивается почти в 1 млрд. рублей.
Несмотря на то, что заболевания являются огромной трагедией, они редки и практически не лечатся. Как следствие, это отрывает окно возможностей для разного рода махинаций. То есть, фальсификации лекарственных препаратов.
В конце-концов, сумели же Апазовы по-тихому заполучить в личную собственность советское наследие. Сумели как-то по-тихому обосноваться на рынке госзакупок. Не исключено, что они ради собственной прибыли и не на такое готовы, если сделать все по-тихому.