Как передает корреспондент УтроNews, крупный российских дистрибутор Merlion («Мерлион») ведет переговоры о покупке бизнеса производителя бытовой техники, московской компании Kuppersberg. Причиной продажи мог стать конфликт собственников структуры по поводу дальнейшего развития компании.
«Мерлион» и ее владельцы Олег Карчев, Владислав Мангутов и Алексей Абрамов сами по себе весьма скандальные, ранее им пытались приписать недружественные поглощения и даже давление на собственный менеджмент.
Как раз сейчас рассматривается дело бывшего гендиректора структуры Вячеслава Симоненко. Его обвиняют в получении взятки в особо крупном размере, заведомо ложном доносе и ложных показаниях. Ранее он обвинял бенефициаров «Мерлиона» в покушении на самого себя. Однако, ситуация развернулась на 180 градусов: по версии следствия, Симоненко хотел рейдерским путем захватить бизнес компании, а помогать ему в этом могли силовики.
Как утверждают злые языки, якобы Симоненко мог обнаружить некие нарушения в действиях компании, и, чтобы он не придал их огласке, его могли «заказать». Подтвердить эту версию не удалось, но бывает ли дым без огня?
Новости по теме: В Германии и Австрии задержаны несколько человек, готовивших серию терактов в новогоднюю ночь в Кельнском соборе и в центре Вены
В любом случае, эта скандальная история широко известна. Однако, как удалось выяснить УтроNews, множество скандалов кроется и за Kuppersberg.
С кем договаривается «Мерлион»
Бренд Kuppersberg принадлежит ООО «Эм-джи русланд», которым владеют Заза Горгиджанов (50%), Андижан Моисеев (45%) и Дмитрий Шашкин (5%). Судя по объему долей, если в структуре и правда конфликт, то, скорее всего, между Горгиджановым и Моисеевым.
А вот компания более, чем прибыльная. По итогам 2023 года она получила выручку в 7,2 млрд (рост более, чем вдвое), чистую прибыль в 237 млн (+14%). Структура занимается не производством техники с нуля, а покупкой комплектующих и их сборкой - т.е. в любом случае завязана на импорт. Причина конфликта как раз в том, что одна сторона хочет сохранять текущее положение дел, вкладываясь в маркетинг, а другая - развивать производство в РФ.
Что же это за бенефициары? Сразу отметим Анджиана Моисеева. Согласно данным из оперативных источников, ранее он привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство. При этом он же ранее попадал в поле зрения правоохранителей с пометкой «негатив».
Собственник самой крупной доли, Заза Горгиджанов, зарегистрирован в Москве. Помимо ООО «Эм-Джи Русланд» он учредитель и руководитель ООО «Купперсберг-Импорт», которое занимается оптовой торговлей электротехникой (импорт из-за рубежа), и имеет обороты в сотни млн рублей. Судя по всему, фирма участвует в цепочке поставок для Kuppersberg.
При этом до 2016 года он же, Горгиджанов, был совладельцем ООО «Купперсберг Групп», где в партнерах у него были Дмитрий Бородаев и уже упомянутый Анджиан Моисеев. Эта контора была ликвидирована буквально недавно, в декабре 2023 года. Однако, судя по ее финансовым показателям, с 2014 года из нее могли выводить прибыль и активы. А выводить было чего - за тот же год выручка структуры превысила 1,2 млрд рублей.
Новости по теме: В январе королева Дании Маргрете II отречется от престола в пользу своего сына, наследного принца Фредерика
Но распоряжались собственники не только собственными средствами. Незадолго до того, как из фирмы куда-то пропали все деньги, она взяла кредит в 120 млн рублей в банке «Интеркоммерц».
Банк тот уже дышал на ладан, возможно, это был заранее невозвратный кредит, согласованный с собственниками. После того, как в банке началось конкурсное производство, ГК «АСВ» обратилось с исковым заявлением к ООО «Купперсберг Групп», требуя вернуть деньги с процентами - на тот момент 53 млн рублей. Ответчиками выступали само ООО, а также Моисеев и Горгиджанов.
Удивительно, но суд отказал в удовлетворении требований АСВ. И это несмотря на то, что в судебном постановлении черным по белому написано: «Купперсберг Групп» систематически нарушал сроки и размер выплат по кредиту.
Банк лишился лицензии в 2016 году - том самом, в котором наши герои вышли из состава учредителей ООО. А позднее в отношении бывшего предправления «Интеркоммерца» Александра Бугаевского возбудили уголовное дело о многомиллиардных хищениях. Таким образом, все это могло быть частью общей большой схемы по выводу средств из банка, в которой могли участвовать Горгиджанов и Моисеев.
«Связной» из Калининграда
В Kuppersberg у них есть миноритарный партнер Дмитрий Шашкин. В этом бизнесе, несмотря на 5%, он может играть определяющую роль.
По информации из оперативных источников, ранее по предпринимательской линии Шашкин был связан с ООО «Седан», которое занималось оптовой торговлей. Структура ликвидирована в 2015 году, а ее последним ключевым владельцем (90%) был кипрский офшор «ТУЛ.ТРЕЙД ЛИМИТЕД».
Фирма денежная - за 2014 год получила почти 300 млн рублей выручки. Могли ли эти деньги быть выведены за границу?
Еще 10% компании принадлежит действующей торговой компании ООО «Борк-Импорт». Собственник - ЗИПФ «Бор», реальные бенефициары неизвестны. Зато известно, что управляется структура ООО «УК Артес». А вот ее собственником является Алексей Зиновьев - бизнесмен и политик из Калининграда, бывший депутат Законодательного Собрания Калининградской области.
Он же, Зиновьев, бывший президент Калининградской торгово-промышленной палаты, и имеет серьезные связи в бизнес-кругах, в том числе, в Европе. Он может являться одним из скрытых бенефициаров бизнеса Зазы Горгиджанова, Анджиана Моисеева и Дмитрия Шашкина.
Кроме «УК Артес», бывший депутат Зиновьев выступал учредителем инвестиционной компании «Монолит». Судя по всему, дело не выгорело, фирма ликвидирована, ее обороты и активы небольшие. Интересней другая его компания, которая действует - ООО «Визор Капитал». Занимается вложениями в ценные бумаги, имеет активы на сумму порядка 160 млн рублей.
Итак, через свою УК и ООО «Борк-Импорт» Алексей Зиновьев связан с ООО «Седан», с которым имел отношения Дмитрий Шашкин - совладелец Kuppersberg.
В 2009 году, когда Зиновьев был депутатом и главой областной ТПП, ФАС удовлетворил ходатайство «ТУЛ.ТРЕЙД ЛИМИТЕД» (которое владело «Седан») о приобретении еще одной структуры - московского ООО «ТЕХНОПАРК-Центр». А занималось оно оптовой торговлей бытовой техникой. Ранее - подразделение сети магазинов бытовой техники «Технопарк» Бизнесмена Максима Бирюлина. Это крупный дистрибутор, который должен работать с Kuppersberg.
Компания действует и сейчас. Принадлежит ЗИПФу «ДОМ ТП», а управляет им «УК Артес» Зиновьева. При этом стоимость активов компании почти 5 млрд рублей, чистая прибыль за 2023 год - 774 млн, выручка, внимание, 35 млрд рублей. Это целая структура. А средства с нее могут уходить через ту самую «ТУЛ.ТРЕЙД ЛИМИТЕД».
И за ней может стоять Зиновьев, который вполне мог скооперироваться с предприимчивыми Шашкиным, Моисеевым и Горгиджановым. Только вот на тот момент Зиновьев был депутатом и главой ТПП, «светить» офшорами и громадными оборотами ему явно было не с руки.
Но это не единственный офшор в этой цепочке. Эти же фирмы оказались связаны с другим кипрским офшором - «АРТ ПЛАС СИНЕРДЖИС ЛИМИТЕД». Сегодня ему же принадлежит московское ООО «Система», которое занимается арендой недвижимости. На 76% принадлежит Бирюлину, остальное на офшоре.
Возвращаясь к экс-депутату Зиновьеву, он мог быть одним из участников этой бизнес-схемы, когда Kuppersberg предоставляет технику, а «Технопарк» ее продает. Зиновьев же мог договариваться о поставках комплектующих из Европы, а также осуществлять политическую поддержку в Калининградской области.
Поэтому деньги у него должны были водиться. Настолько, что после депутатской работы он стал скупать все, что плохо лежит. В марте этого года он стал новым собственником самого большого шлюза Георгенфельде на Мазурском канале. При этом частный оценщик Оксана Плотникова оценила его в сумму менее 600 тыс. рублей. За такие деньги в Калининграде невозможно купить даже комнату в хрущевке, не то, что гидротехническое сооружение. Сколько денег госпожа Плотникова получила за проведение «оценочных мероприятий»?
Но это сейчас. А в десятые годы Зиновьев, будучи народным избранником, возглавлял ООО «Дом на Леонова». В середине нулевых эта компания получила от властей города земельный участок на ул. Леонова - там собирались строить многоэтажный дом. Это один из центральных районов Калининграда.
Только вот к этому нашлись претензии у прокуратуры - оказалось, что участок был передан фирме незаконно. Впоследствии Зиновьев оправдывался, мол, это произошло при прежнем собственнике ООО. Но в то время он уже являлся депутатом, при этом областным. Мог поспособствовать?
О чем все это говорит? О том, что в ситуации с успехами Kuppersberg большое значение могли иметь личные связи, «невозвратные» кредиты и опора на людей, имеющих вес в политике. В этом плане Merlion Карцева и Ко вполне может сойтись с любым собственником поставщика бытовой техники.
Только вот вряд ли от этого улучшится качество продукции компании Kuppersberg. В Сети утверждают, якобы компания активно «чистит» негативные отзывы в Интернете - и от «хорошей жизни» это не делают.